Что такое Астротурнир


Русский Международный астрономический турнир школьников - это ежегодное лично-командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях - "боях", представляющих собой небольшие семинары исследователей (наиболее близкий аналог - научные семинары). Широко известен аналог Астротурнира в области физики - ТЮФ (Турнир Юных Физиков), проводящийся в России с 1979 года.

Турниры сочетают в себе достоинства как исследовательских конференций школьников (решаются действительно исследовательская работа на базе необходимой глубокой физико-математической подготовки), так и олимпиад (дух здорового соревнования по одним и тем же поставленным условиям). Однако, от олимпиад есть существенное отличие в профессиональную и исследовательскую сторону (характерное время, отводимое на решение задач, составляет 3-4 месяца).

Астротурнир учреждён в 2005 году, учредители - М.Г.Гаврилов, Астрономическое общество и Научный совет по астрономии Российской академии наук. Первый Астротурнир был организован в 2005/06 учебном году, его финальная часть прошла в наукограде Пущино Московской области.

Астротурнир "международный" - по составу участников, "русский" - по языку, на котором проходит заключительный (очный) этап мероприятия. Однако, к заочному конкурсу принимаются работы также на английском, украинском, белорусском, болгарском, сербском и польском языках.

Задания Турнира формируются из задач, предложенных Организаторами, участниками Турнира и всеми желающими. Задания для текущего учебного года Центральным оргкомитетом Турнира публикуются на официальной странице в Интернете. Эти задачи рекомендуются также для проведения региональных Турниров. Большей частью задания для заочного и очного конкурсов - одни и те же. Решения заданий обычно представляют собой небольшие, но довольно серьёзные исследовательские работы, проведение наблюдений и/или экспериментов.

Проведение Турнира поможет ликвидировать проблему профессиональной ориентации школьников - будущих астрономов, которая всегда есть на олимпиадах (*). Это поможет школьникам раньше познать проблемы, прелести и недостатки жизни научного работника-исследователя.

(*) Не умаляя достоинства олимпиад, нужно чётко понимать, что у них нет и не может быть такой цели, как профессиональная ориентация. Достоинство олимпиад - привлечение большего числа школьников к научному познанию, формирование научного мировоззрения. Как раз нужно заметить, что в плане преемственности Турнир (наряду с Осенними астрономическими школами) может быть следующим шагом после олимпиад в профессиональном росте школьника как будущего учёного или просто образованного человека.

Все Турниры проходит в два этапа:
-  Заочный конкурс проводится с лета-осени по начало-середину февраля,
-  Финальная часть или собственно Астротурнир - организуется в середине-конце февраля в одном из городов или наукограде Центральной России.
По этой же схеме намечен очередной Астротурнир.

Совмещённо с финальной частью Турниров проходят традиционные Открытые астрономические олимпиады ННЦ Центральной России. Для участников, приезжающих на Турнир и/или Олимпиаду, возможно участие как только в одном из этих мероприятий, так и в обоих.

Победители Турниров определяются по результатам очного конкурса (см. Положение о Турнире и его Регламент). Среди команд, участвующих в заочном конкурсе, но не приезжающих на собственно Астротурнир (если таковые будут), также распределяются места, Дипломы победителей, призёров и участников высылаются им по почте.