Памятка участнику Олимпиады

В обязанности руководителей команд входит заблаговременный перевод настоящей памятки на язык своей команды.
(С 2004 года перевод должен быть представлен в письменном виде одновременно с подачей заявки на Международную астрономическую олимпиаду.)

Изменения  IAO-2004  -->  IAO-2006
Изменения, сделанные после IAO-2004 до IAO-2006: Зелёным цветом выделен текст, перенесённый в данный раздел из другого раздела, красным цветом выделены добавления, голубым цветом и перечёркнуто - текст, перенесённый из данного раздела в другой раздел.

 

Общая информация и рекомендации:

Работа выполняется самостоятельно.

Переписывать условия задач в тетрадь или черновик не нужно.

Языки и цифры. Разрешается писать решения задач на одном из трёх языков: национальном языке своей команды или одном их двух официальных. Однако, цифры должны быть написаны стандартными символами (а не символами национального алфавита).

Знание языков. Вся дополнительная информация в аудиториях произносится на официальных языках Олимпиады: русском и английском. Для правильного понимания дополнительной информации полезно знать основы одного из этих языков.

Вопросы преподавателям во время туров. Обратите особое внимание на то, какой вопрос Вы хотите задать. Учтите, что заданный Вами вопрос будет повторён всей аудитории, и ответ тоже будет дан всем участникам. Следите, чтобы в формулировке вопроса не содержалось подсказки другим участникам. Учтите, что вопрос типа "Следует ли учитывать такой-то эффект?" очень часто является следствием того, что Вы уже частично поняли идею задачи; или же в этом эффекте и заключается "изюминка" задачи.

Черновик. В случае, если Вы не успеваете переписать решение (или часть решения, выкладки) в чистовик, сделайте пометку "см. черновик" на русском или английском языке аккуратными печатными буквами. Но в чистовике обязательно должен стоять номер задачи и ссылка на черновик по этой задаче. Без этого черновик не проверяется. Соображения, изложенные Вами в черновике, оценивается в той степени, в которой они не противоречат чистовому решению. В частности, если в чистовике и черновике изложены разные решения, то оценивается только чистовик.

— Рекомендуется чётко выделять номера задач как в черновике, так и в окончательном варианте работы. Следует отделять решение одной задачи от решения другой интервалами не менее 5 см.

— Если у Вас достаточно времени, старайтесь чётко описывать выбранную Вами физическую или др. модель, все приближения, пренебрежения и пр. Не пропускайте описание мыслей, кажущихся Вам очевидными. Учтите, что оценивается только то, что письменно изложено в решении. Мысли, не нашедшие отражения в работе, не оцениваются, какими бы правильными они ни были.

При решении качественных задач ответы "да", "нет", "не изменится" и т.п. не являются решениями. Требуется обоснование. Подумайте о том, какие количественные критерии можно использовать для обоснования своих мыслей.

Внимательно уясняйте вопрос задачи. Например, если спрашивается найти радиус звезды, то ответ "Диаметр звезды равен…" не является полностью правильным.

Следите за использованием обозначений. Например, если в условии сказано “Найдите расстояние P в перигелии”, не используйте LP для обозначения этого расстояния. Не используйте также одинаковые символы для разных величин (например, не используйте P также для обозначения мощности в вышеприведённом примере).

Листок с условиями заданий можно взять с собой  после окончания тура, однако, если при решении Вы делали какие-либо геометрические построения на рисунках, приведённых в условии, то лучше сдать листок условий вместе с тетрадью (в этом случае на листе условий также нельзя писать никаких данных о себе).

Запрещается:

— Указывать фамилию, имя, отчество, город, школу, класс и другие индивидуальные данные об участнике в тетради или в черновике, где выполняется работа. Эти данные указываются только на обложке тетради. Сама работа должна быть анонимной. За нарушение участник может быть дисквалифицирован.

— Писать что-либо (начинать решение) на первой белой странице тетради (со штампом координационного совета). Эта страница является технической для работы жюри.

— Разговаривать с другими участниками олимпиады и задавать им вопросы.

— Пользоваться справочниками, учебниками, книгами, таблицами, каталогами и т.п., если таковые не были даны участнику вместе с условием задач.

— Иметь при себе  переносные компьютеры, мобильные телефоны, навигационные приборы и другие электронные средства, а также калькуляторы, которые по внешнему виду напоминают мобильные телефоны.

— Производить вычисления, писать черновые решения и вообще что-либо на своих листах бумаги, т.е. на листах, отличных от тех, которые выданы оргкомитетом.

— Вносить исправления в работу после истечения времени, отведённого на решение задач.

— Задавать преподавателям вопросы, связанные с используемыми формулами, значениями констант, а также вопросы типа: "Нужно ли учитывать такой-то эффект?".

— Производить действия, сопровождающиеся излишними шумами (например, при разворачивании шоколадки и т.п.).

— Заканчивать работу и покидать аудиторию ранее, чем через 2 часа после начала тура.

— Временно выходить из аудитории одновременно более, чем одному участнику.

Разрешается:

— Писать решения задач в тетради в произвольном порядке.

— Использовать логарифмическую линейку, вычислительные таблицы, инженерный калькулятор с арифметическими, алгебраическими и тригонометрическими функциями (кроме калькуляторов, внешний вид которых напоминает мобильный телефон).

— Использовать ручку, карандаш, линейку, циркуль, транспортир, миллиметровую бумагу, кальку (если нужно).

Рекомендуется:

— Производить все промежуточные вычисления, преобразования в символьном виде и подставлять числовые значения только в конце – этим Вы уменьшите вероятность ошибки в ответе.

— Избегать использования фактов (чисел, формул и т.д.) известных Вам, но, возможно, не очевидных для членов жюри. Лучше получить их из более известных формул и величин.

— Использовать только численные индексы в решениях, чтобы жюри было проще понять разницу в обозначениях.

— Отделять формулы от объяснений интервалами (порядка 1 см).

— Если Вы вводите символы для обозначения каких-либо величин, вначале чётко объясните, что это за величина. Например: "Пусть Е – полная энергия небесного тела…". Это облегчит взаимопонимание между Вами и членом жюри, проверяющим Вашу работу.

 

 

Желаем Вам успеха !

 

IAO 2001 Crimea,  IAO 2002 SAO,  IAO 2003 Stockholm,
IAO 2004 Crimea,  IAO 2005 Beijing,  APAO 2005 Irkutsk,  IAO 2006 Mumbai.

 

Оргкомитет и жюри.