Заключительный этап.
Астрономические олимпиады в России продолжают развиваться, и всё
большее число городов их проводит. В этом году состоялась уже вторая
Олимпиада на общероссийском уровне, её заключительный этап прошёл с 12
по 17 мая в городе Рязани, на базе Рязанского государственного педаго-
гического университета.
Как и на первой Олимпиаде, участники были разделены на две воз-
растные группы - младших (8-9 класс) и старших (10-11 класс). Также
мало отличались от прошлогодних и общие правила проведения. А всего в
Рязань приехал 71 школьник 8-11 классов из 24 субъектов Российской Фе-
дерации (областей, краёв, республик, Москвы и Санкт-Петербурга).
14 мая состоялся теоретический тур, задачи были сложнее, чем на I
Олимпиаде, но число их было сокращено. Школьникам было предложено по 5
задач и на их решение отводилось 3,5 часа.
Жюри, в состав которого вошли представители Рязани, Рязанской об-
ласти, Москвы, Подмосковья и Кабардино-Балкарии в тот же день провери-
ло работы (которые, конечно, были предварительно зашифрованы); одну и
ту же задачу у всех участников проверяли один и тот же член жюри (этим
достигается максимальное единообразие проверки). Правильно решённая
задача, независимо от способа решения, оценивалась в 10 баллов. А вот
что касается неполных решений, то оценивался не только "процент реше-
ния", но и способ: чем меньше действий нужно было сделать, чтобы до-
вести до конца предлагавшееся решение, тем выше ставился балл. То
есть, громоздкие решения не поощрялись.
К сожалению, теоретический тур выявил весьма большой разброс в
уровне подготовки школьников - встречались и такие работы, где решены
были все задачи, и такие, где почти ничего решено не было.
15 мая прошёл второй, творческий тур. Школьникам 10-11 класса ну-
жно было предложить решение одной задачи, которая давалась в достаточ-
но общей формулировке, а ученикам 8-9 класса - предложитиь решение це-
лой прооблемы.
Каждую работу творческого тура (также в зашифрованном виде) про-
веряли независимо три члена жюри (причём мнения других они принципи-
ально не знали). Каждый из членов жюри мог поставить до 10 баллов. За-
тем баллы суммировались. Таким образом, за творческий тур можно было
получить максимум 30 баллов.
Немало было предложено интересных проектов, но почему-то почти
все предлагали именно "воевать" с астероидами, запуская с земли раке-
ты. А ведь запуски современных ракет для уничтожения некоторого асте-
роида нанесут существенно больший экологический ущерб, чем падение та-
кого астероида на Землю (зависимость простая - чем больше астероид,
тем больший груз "вооружений" придётся выводить на орбиту). И до тех
пор, пока нет баз на Луне или в других местах вне Земли, разумнее по-
точнее вычислять место падения и эвакуировать население.
В тот же день участники Олимпиады ознакомились с оценкой своих
работ первого тура и побеседовали с членами жюри, проверявшими их ра-
боты. Некоторые школьники смогли доказать, что оценку им следует повы-
сить. Но в целом претензий к жюри почти не было.
К сожалению, здесь следует заметить, что уже второй год программа
Олимпиады была невероятно сжата - от открытия до закрытия - менее трёх
суток (причём составители программы даже не поставили об этом в изве-
стность реальных организаторов). И эта сжатость фактически не позволи-
ла жюри провести нормальные беседы со школьниками, ответить на все их
многочисленные вопросы,- а это ведь то, ради чего, собственно, и долж-
на проводиться Олимпиада.
На закрытии олимпиады победителям были вручены Дипломы и призы
(список призёров приведён ниже), а также грамоты и ряд спецпризов.
Каждому участнику был подарен "Словарь астрономических терминов", вы-
пущенный специально к Олимпиаде (автор - член жюри Олимпиады, директор
астрономической обсерватории РГПУ А.К.Муртазов).
Среди руководителей делегаций был проведён ряд конкурсов. Главным
астрологом Олимпиады на 1995 год был избран С.Ф.Заикин (г.Ухта). А
первое место в конкурсе астрономических анекдотов и курьёзных случаев
завоевал рассказ А.В.Сушко (г.Нальчик) о случае наблюдения галилеевых
спутников Юпитера, при котором "галилеевость" этих спутников была под-
вергнута сомнению. Этот рассказ, как и все другие, мы здесь приводить
не будем,- поверьте, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.
И в заключение - абзац, который завершал текст, написанный сразу
после завершения II Олимпиады:
Несколько слов о III Российской олимпиаде школьников по астроно-
мии и космической физике. Есть предварительная договорённость, что она
пройдёт в середине марта 1996 года в Москве, на базе ГАИШ МГУ и будет
посвящена 50-летию Московских городских астрономических олимпиад.
(Кстати, вышел сборник астрономических задач В.Г.Сурдина, в котором
собраны, главным орбразом, задачи этих олимпиад.) Будут немного изме-
нены возрастные группы и представи тельство: каждая область, край,
республика сможет направить на Олимпиаду 2-х одиннадцатиклассников,
2-х десятиклассников и 4-х участников по 8-9 классу. А вот число
астрономических анекдотов и курьёзных случаев не ограничено. Приглаша-
ем участвовать команды не только из России. Желаем успехов!
Победители II Российской Олимпиады Школьников
по Астрономии и Космической Физике.
Диплом I степени:
Белотелов Владимир, г. Москва, 11 класс,
Гаврилов Алексей, г. Самара, 11 класс,
Егоров Иван, г. Москва, 10 класс,
Селезнёв Денис, г. Москва, 11 класс,
Тунцов Артём, г. Мытищи Московской области, 9 класс,
Чилингарян Игорь, г. Москва, 9 класс.
Диплом II степени:
Абезбекеров Марат, г. Волгоград, 11 класс,
Бударов Анатолий, г. Самара, 11 класс,
Глазков Георгий, г. Санкт-Петербург, 11 класс,
Евдокимов Николай, г. Москва, 8 класс,
Казанов Михаил, г. Нижний Новгород, 11 класс,
Коробков Павел, г. Новосибирск, 11 класс,
Кузнецов Михаил, г. Жуковский Московской области, 9 класс,
Ростопшин Дмитрий, Ленинградская область, 11 класс,
Степашин Михаил, Рязанская область, 9 класс,
Шмырёв Николай, г. Астрахань, 9 класс.
Диплом III степени:
Аверин Павел, Рязанская область, 10 класс,
Армедянов Марат, г. Оренбург, 11 класс,
Бакланов Пётр, г. Москва, 10 класс,
Буслаев Артём, г. Киров, 11 класс,
Гармаев Баир, г. Улан-Удэ, 9 класс,
Геращенко Сергей, г. Астрахань, 11 класс,
Десяткин Константин, г. Уфа, 11 класс,
Довжиков Александр, г. Ухта, 10 класс,
Захаров Роман, г. Сыктывкар, 8 класс,
Иерусалимов Кирилл, г. Москва, 9 класс,
Куликов Юрий, г. Нижний Новгород, 8 класс,
Лушников Владимир, г. Ижевск, 11 класс,
Лысков Николай, г. Киров, 9 класс,
Макрушин Сергей, г. Липецк, 8 класс,
Пригорнев Евгений, г. Ухта, 10 класс,
Родионов Сергей, г. Санкт-Петербург, 9 класс,
Сидоров Василий, г. Ухта, 10 класс,
Соколов Дмитрий, г. Ярославль, 11 класс,
Чураев Александр, г. Самара, 9 класс.